Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет (МАДИ является головным в России автомобильно-дорожным вузом эксплуатационного профиля, осуществляющим подготовку высококвалифицированных специалистов для автомобильно-дорожной отрасли.
В МАДИ работают 121 доктор и 553 кандидатов наук. Университет имеет современную научно-исследовательскую и учебно-лабораторную базу; современные экспериментальные установки, позволяющие осуществлять комплексные научные исследования в области автомобильно-дорожной отрасли; учебный научно-технический полигон; современное компьютерное оборудование с выходом в глобальную компьютерную сеть Интернет и локальную внутривузовскую сеть.
В структуре МАДИ функционирует Управление научно-исследовательскими работами (УНИР), который организует проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии со следующими основными направлениями научных исследований:
развитие научного потенциала высшей школы, научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования;
улучшение эксплуатационных показателей автотранспортных средств. Совершенствование системы их технической эксплуатации, обеспечение охраны труда и экологической безопасности окружающей среды;
совершенствование проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, аэродромов, мостов, тоннелей и других специальных сооружений, повышение производственно-экономических показателей строительно-дорожных предприятий, улучшение качества, снижение себестоимости и улучшение экологических показателей дорожно-строительных материалов;
повышение эффективности рабочих процессов и системы эксплуатации дорожно-строительных машин, развитие автоматизации и роботизации производственных процессов на автотранспорте и в дорожном строительстве;
повышение эффективности и безопасности работы автомобильного транспорта, совершенствование системы автоперевозок, обеспечение безопасности движения, улучшение производственно-экономических и организационных показателей работы автотранспортных предприятий, совершенствование системы стандартизации и сертификации в автомобильно-дорожном комплексе;
экологические проблемы автотранспортного комплекса и дорожного хозяйства, экономия традиционного топлива, развитие энергетических установок на альтернативных видах топлива;
новые методы транспортного обслуживания и организации перевозочного процесса, логистика;
надежность машин и транспортных сооружений, диагностика, паспортизация и контроль качества строительных конструкций;
научно-техническая помощь организациям и предприятиям народного хозяйства;
научно-техническое сотрудничество МАДИ с исследовательскими организациями и учебными заведениями зарубежных стран.
Всего за 5 последних лет выполнено НИР на сумму около 380 млн. руб., из которых 68,3% - по хозяйственным договорам, а 31,7% – по государственному бюджету. При этом с 2000 по 2005 год объемы хоздоговорных НИР увеличились в 5,4 раза, а госбюджетных - в 3 раза. Тем самым увеличилась доля преподавателей и сотрудников, участвовавших в выполнении НИР. Так, в 2005 году в НИР приняли участие 527 чел.
Значительное место в научно-технической деятельности университета в последние годы занимают работы по сертификации изделий и технологических процессов. Для этого созданы следующие органы сертификации (ОС):
в области автотранспортных средств - ОС МАДИ-ТЕСТ и МАДИ-ФОНД, ОС сертификации ремней безопасности автотранспортных средств, сертификационно - испытательный центр колес автомобилей ИЛКА ;
в области дорожных машин - ОС МАДИ-СЕРТ, испытательная лаборатория (ИЛ СМ-тест) по сертификации механизации строительства и запасных частей;
в области дорожного строительства - ОС сертификации строительных материалов, ОС сертификации систем качества в дорожном строительстве, испытательная лаборатория строительных материалов;
системы менеджмента качества - ОС М-ТЕМП.
Наиболее значимыми результатами НИР, выполненных за период с 2000 по 2005 г. в рамках главных направлений научных исследований, являются:
аналитические материалы, характеризующие состояние инженерного образования в РФ и в мире, предложения по развитию инженерного образования в контексте реформирования общего и профессионального образования, структурной перестройки народного хозяйства, перспектив экономического роста и концепции национальной безопасности России, а также интеграции страны в мировое сообщество;
экспресс-метод контроля содержания СО, СН, Noх, твердых частиц в отработавших газах, предложения по оценке погонных выбросов вредных веществ транспортными потоками на перегонах и перекрестках, математические модели и алгоритмы управления качеством атмосферного воздуха крупного города, методика обоснования экологически безопасного уровня моторизации территории региона;
информационно-измерительные системы для обеспечения оперативного контроля качества дорожно-строительных материалов и конструкций, асфальтобетонных покрытий и результатов экспериментальных работ;
уникальный конечноэлементный вычислительный комплекс BFZYS пре и постпроцессора Гном для проведения прочностных расчетов деталей автомобилей и сооружений, разработана математическая модель и программное обеспечение для расчета колес;
рекомендации по повышению ресурса и точности скользящих цилиндрических пар и снижению нагрузок резьбовых соосных пар при их сборке и разборке;
комплексная методика применения методов спутниковых навигационных систем и компьютерных технологий при изысканиях, проектировании и эксплуатации автомобильных дорог;
математическая модель и математическое обеспечение моделирования работы томографа, проведен натурный эксперимент;
геоинформационная система управления автомобильными дорогами Московской области, что значительно повышает безопасность движения на автомобильных дорогах;
обоснование и разработка системы мероприятий, повышающих рабочий ресурс АТС и дорожных машин;
методика проектирования составов полидисперсных композиционных материалов и надежно контролировать их технологические свойства;
вычислительный комплекс ДИРАС (комплекс программ по динамическому расчету систем) для проведения НИР. Кроме того разработаны и запущены стенды "Режимы течения жидкости", Изучение работы следящего привода", "Изучение основ гидравлики";
экспериментальный городской автобус на базе газового двигателя;
база для выпуска электронных учебников, которые используются и при проведении НИР. Получен государственный регистр баз данных на интегрированный обучающий комплекс "ДВС" ;
стационарный пост "Авто-Эко-Экспресс" площадью 1000 м2.; - мобильная установка по ультразвуковой очистке деталей для выполнения исследований в области ультразвуковых высокоамплитудных технологических процессов в основном и ремонтном производстве, которая оснащена современными ультразвуковыми генераторами и вычислительным комплексом на базе "Пентиум2".
Способствуя повышению квалификации профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников Университета, путем привлечения их к выполнению фундаментальных и поисковых исследований по актуальным и перспективным направлениям современной науки и техники, а также с целью широкого использования полученных результатов в учебном процессе на основании решения Ученого совета с 1999г. в Университете ежегодно проводится конкурсы на соискание грантов по фундаментальным и поисковым НИР., важнейшим научно-техническим программам. Финансирование этих научных исследований и материальное стимулирование исполнителей в рамках проводимых исследований осуществляется за счет федерального бюджета. Научные исследования в рамках проводимых грантов и НТП позволяют ускорить завершение работы над докторскими и кандидатскими диссертациями. С 2000г. по 2005г. сотрудники Университета защитили 5 докторских и 13 кандидатских диссертаций.
В Университете, начиная с 2002 г, раз в год проводится выставка научных достижений МАДИ.
В соответствии с приказом Минобразования РФ на МАДИ с 1992 года возложены обязанности базового вуза по проведению открытого конкурса по разделу “Автодорожный транспорт” на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах РФ. Из 458 работ, присланных на конкурс 121 принадлежат студентам МАДИ, которые за период с 2000 по 2005 г. получили 29 дипломов и 8 медалей. Для стимулирования научной деятельности приказом по институту премируются студенты и преподаватели, получившие медали и дипломы. Две студентки вуза в 2003 г. награждены именными дипломами Ассоциации содействия российским учебным заведениям (ЗАК, №4, 2003 г.).
Студенты постоянно привлекаются для участия в научных семинарах и конференциях. В университете стало традицией проведение ежегодной научной студенческой конференции по истории культуры на тему “Была, есть, будет земля русская”, которая пользуется большим успехом у студентов и преподавателей. В 2003 году на суд жюри было представлено 156 рефератов по четырем направлениям. По итогам конкурса 10 студентов получили денежные премии, а 53 студента, получивших отличные оценки за реферат были награждены призами. За последние 5 лет учеными Университета было издано 52 монографии, опубликовано более 570 научных статей, получено 15 патент0в на изобретения.
Результаты научных исследований Университета нашли свое публичное признание в многочисленных всероссийских и международных конференциях, конгрессах, симпозиумах, семинарах, в которых принимали участие ученые, аспиранты и студенты.
Коллективу Университета присуждена Государственная премия за электронный учебник «Двигатели внутреннего сгорания». В 2000 году Приходько В.М. в составе авторского коллектива за работу "Разработка и внедрение научно-методического обеспечения совершенствования инженерного образования и создания системы подготовки и повышения квалификации преподавателей технических вузов", удостоен звания "Лауреат премии Президента РФ в области образования за 1999 год".
Университет осуществляет широкое международное сотрудничество в области научных исследований, включающее в себя обучение иностранных аспирантов; проведение совместных научно-исследовательских работ; обмен делегациями МАДИ и зарубежных университетов; выполнение совместных договоров по взаимному сотрудничеству; участие в работе международных комитетов и комиссий; написание совместных монографий и научных статей; участие и выступления на международных конгрессах, конференциях, симпозиумах.
МАДИ является активным участником в ЭСКАТО ООН по формированию сети азиатских шоссейных дорог, координирует работу экспертов стран СНГ, является партнером Института экономического развития Всемирного Банка в части координации и проведения учебных семинаров по проблемам транспорта в России и странах СНГ. При университете находится штаб-квартира Межгосударственного совета дорожников (МСД), в который входят министры автомобильных дорог стран СНГ.
Сотрудники Университета (преподаватели, научные сотрудники и специалисты) проходили стажировку в вузах Нидерландов, Франции и Германии, а также в высших учебных заведениях Китая, Японии и ряда других стран.
Учеными и специалистами Университета читались лекции в различных Университетах США, Германии, Франции, Японии, Нидерландов, Польши, Австралии, Колумбии, ЮАР, Англии, Таиланда, Перу. Ученые Университета неоднократно включались в состав оргкомитетов по подготовке и проведению международных научных конгрессов, симпозиумов и конференций за рубежом. Ученые Университета являются членами различных зарубежных организаций:
Российский мониторинговый комитет IGIP при ЮНЕСКО.
Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).
Членство в Комитете по транспорту, связи, туризму и развитию инфраструктуры экономической и социальной комиссии ООН для стран Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО ООН). Членство в постоянном международном комитете по организации международных симпозиумов по теории транспортных потоков.
Членство в Международной европейской организации по экологической безопасности транспорта (IEENE) при Всемирном Банке и Министерстве транспорта Франции.
Членство в Германском обществе технического сотрудничества.
Членство во Всемирной автомобильной федерации (Центральный автомотоклуб).
Членство в Германском автомобильном клубе.
Членство в Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования (Рабочая группа).
Руководство Международной ассоциации автомобильного и дорожного образования (МААДО).
Членство в Международной ассоциации Университетов.
Членство в Азиатском Альянсе по развитию транспортной инфраструктуры.
Членство в Международной ассоциации непрерывного образования.
Членство в Международном институте инженеров-строителей.
Членство в Европейской ассоциации международного образования.
Членство в Международном обществе по повышению качества обучения.
Членство в Международной ассоциации экспедиторов FIATA.
Научные коллективы МАДИ активно участвуют в международных проектах:
подготовка и издание технического документа № 409 «Управление и финансирование автомобильных дорог в рыночных условиях», контракт, Всемирный Банк.1999-2000 г.
разработка справочника по безопасности дорожного движения, контракт, Совет Министров Северных Стран, Департамент дорожного движения и Дирекция автомобильных дорог Норвегии, Министерство транспорта и связи Финляндии. 1999-2001 г.
разработка проекта реконструкции транспортной сети района Лефортово (Москва), договор о сотрудничестве, Государственный Университет штата Миннесота (США). 1999-2001г.
«Обучение интермодальным транспортным операциям», проект ТАСИС № TNRUS 9802, компания PTRC г. Лондон, Великобритания 1999-2005 г.
Ученые Университета выступали на международных научно-технических конференциях во Франции, Польше, Вьетнаме, Голландии, Корее, Австралии, ЮАР, США, Швейцарии, Дании, Англии, Италии, Турции, Гонконге, Бразилии и других странах.
В рамках международного сотрудничества с целью реализации подписанных Договоров и заключения новых Договоров Университет посещали различные делегации зарубежных университетов, учебных и научных организаций следующих стран: Германии, США, Англии, Франции, Нидерландов, Польши, Ирана, Китая, Японии, Вьетнама, Колумбии, Латвии, Украины и других стран.
В Университете регулярно один раз в год проводятся международные научно-технические конференции, в которых, как правило, участвуют 400-500 человек, представляющих десятки различных НИИ и вузов России, а также 8-10 стран ближнего и дальнего зарубежья.